Интервью с Александром Романьковым

Александр Романьков — один из величайших фехтовальщиков мира за всю историю. Заслуженный мастер спорта СССР, 17-кратный чемпион Советского Союза, 10-кратный чемпион мира (по 5 раз в команде и в личном первенстве), олимпийский чемпион, серебряный и бронзовый призер трех Олимпиад — идеальный герой для цикла “Как вырастить чемпиона”, совместного проекта Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга в Беларуси. В редакционной студии легендарный рапирист рассказал о роли кино и книг в популяризации фехтования, о самом сложном виде фехтовального оружия и о том, почему боль и травмы от уколов клинка — не более чем страхи в голове.

Эталон кинофехтования – “Скарамуш” и Делон

Второе и равнозначное название фехтовальщиков – мушкетеры. Создается впечатление, что в этот вид спорта приходят исключительно романтики, начитавшиеся книг Дюма и насмотревшиеся фильмов о приключениях благородных авантюристов и дуэлянтов. Собеседник Смартпресс этого и не отрицает.

– Влияние кинематографа и литературы на интерес к фехтованию остается значимым фактором и сегодня. Что уж говорить о временах моего детства и юности, – с улыбкой вспоминает Александр Анатольевич. – Киноверсии похождениий Фанфана-тюльпана или д’Артаньяна и его друзей неизменно привлекают эффектной картинкой. При этом на технические нюансы мало кто обращает внимание, да массовому зрителю это и не нужно. Ну а я, уже как зрелый профессионал, могу выделить американский фильм 1950-х “Скарамуш”. Удивительно, но в нем на самом деле присутствует чистое красивое фехтование. Там не швыряются табуретками, не помогают себе оглоблями. Действительно фехтуют — и это видно опытному глазу.

Кадр из фильма “Скарамуш” (1952)

Среди актеров у Романькова есть особенно уважаемые, про которых он говорит: “Эти — из наших”.

— Как думаете, почему Алену Делону удалась роль в картине “Зорро”? Не только из-за обаяния. Француз реально занимался фехтованием и в кадре грамотно управляется с оружием. Из современных звезд та же спортивная история и у Умы Турман, и у Милы Йовович.

Ален Делон в фильме “Зорро” (1975)

Д’Артаньяны из Масюковщины

Саша Романьков вырос в Масюковщине, которая в 1950-60-х даже не считалась районом Минска. По словам спортсмена, в столичном пригороде тоже хватало романтиков, которых легко было зацепить боем на шпагах – в отличие от тяжелых на подъем нынешних тинейджеров.

– Теперешние подростки видят множество ярких картинок. В их жизнь быстро и доступно приходят развлечение всевозможных форматов, они каждый день влюбляются во что-то другое. Но я не считаю мое поколение обделенным. В нашем детстве было все. За исключением одного: интернета и гаджетов. Зато мы владели настоящим, живым миром.

Александр Романьков и его спортивные награды

Олимпийский чемпион рассказывает, что среди его сверстников не было не увлекавшихся спортом. Александр тоже поменял несколько видов. А особый талант проявлял в плавании. Но, несмотря на мольбы завуча “Трудовых резервов”, из-за двустороннего воспаления уха с карьерой пловца пришлось попрощаться.

– Но я не сильно переживал: вариантов состоятся в спорте хватало. И это в военном городке в Масюковщине! Скажем, в Минске из любой точки можно было доехать до ГУМа за “пятак”. А за проезд из нашего района до центра приходилось платить уже пятнадцать копеек – Масюковщина не считалась чертой города. Но на наших перспективах это и близко не ставило крест. Как-то раз на сосне возле остановки повесили объявление: в школе открывается секция фехтования. И туда заявились все мальчишки! А как иначе, если мы уже были накручены фильмами и подготовлены уличными боями? Постоянно выдирали доски из окрестных сараев, вытачивали мечи, сабли и шпаги, делились на команды – и почти взаправду дрались. А тут – секция, с настоящим оружием, с возможностью почувствовать себя мушкетером. Как сказал Мольер: “Фехтование – это искусство наносить удары и уколы, не получая их в ответ”. Вот таким искусством нам хотелось овладеть.

Подробнее:

Прокрутить вверх